Тема эксперимента  « Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»

Сроки эксперимента    2010-2014 гг

Научный руководитель: кандидат педагогических наук Фатьянова Н.М.

 

 

Программа

опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»

 

 

Общая характеристика эксперимента

      Проблема «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе» ориентирована на выявление актуальных направлений развития сельской школы в условиях модернизации отечественного образования, обеспечение конкурентной образовательной среды сельским школьникам.  В педагогической теории и на практике не решена проблема обеспечения адекватных условий для индивидуально-творческого развития учащихся сельских школ в сравнении с городскими детьми. Для формирования вариативно-развивающей образовательной среды не созданы научно-методические, организационно-педагогические, ресурсно-экономические и иные условия, способствующие социализации сельских школьников. 

    Малочисленность обучающихся, малокомплектность сельской школы - устойчивая социообразующая тенденция села, обусловленная комплексом факторов, анализу причин и последствий которых посвящено множество разноплановых социально-экономических, психолого-педагогических, дидактических и целостных культурологических исследований. Осуществляемый в Российской Федерации переход от унифицированного  образования к вариативному привел к необходимости целостного анализа  возможностей предоставления свободы выбора учащимся в реализации конституционных прав на получение качественного образования вне зависимости от места проживания и иных условий.

        Сельская школа оказалась в особо сложных условиях на этапе модернизации системы образования в Российской Федерации.   В малочисленных классах сельских школах не представляется возможным ни по психолого-педагогическим, ни по финансово-экономическим соображениям формирование групп учащихся для углубленного изучения учебных предметов. Нельзя и в условиях сельских малокомплектных школ образовать из-за отсутствия параллелей с учётом выбора детей и классы естественнонаучного или гуманитарного профиля. Тем более нет возможности открыть на селе лицей или гимназию, так как школа является единственным образовательным учреждением и проблематичным представляется перераспределение учащихся с учётом выбора ими профиля учебных заведений или учебных курсов. Очевидным  является в связи с этим тот факт, что  обучающиеся в сельских малокомплектных школах находятся в неравных условиях с городскими детьми.  В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.  Да и способности детей, в силу отмеченных причин, реализуются далеко не в полном объёме, следствием чего является неадаптированность в многоступенчатой системе непрерывного образования. Вместе с тем Закон Российской Федерации “Об образовании”, концепция вариативного образования в России провозглашают создание оптимальных условий для развития всех обучающихся в соответствии с их психолого-физиологическими возможностями, ориентацию на образовательный стандарт, осуществление гуманизации учебно-воспитательного процесса посредством предоставления учащимся свободы выбора содержания,  уровня и темпа обучения, типа и профиля учебного заведения.

     Анализ педагогической теории и практики функционирования сельской малочисленной школы  позволил выявить ряд противоречий, наличие которых сдерживает развитие сельских школьников:

- между возрастающим объемом требований к качеству образовательной подготовки учащихся и ограниченными возможностями уровня освоения учебного материала обучающимися в малочисленных классах сельских школ по сравнению с городскими детьми из-за отсутствия адекватного образовательного выбора;

 - между потребностью современного общества, рыночной экономики в разнообразных образовательных услугах вне зависимости от места нахождения образовательных учреждений и отсутствием необходимых условий для вариативного образования в сельской малочисленной школе;

- между потребностью педагогической практики в научно обоснованной стратегии и тактике вариативного образования в сельской малочисленной школе и отсутствием в педагогической науке системных подходов к реализации принципа вариативности.

Отсутствие системных исследовательских работ, изучающих особенности вариативной организации образовательного процесса в сельской малочисленной школе  в условиях осуществляемой в России модернизации образования и реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности,  в направлении представления свободы выбора уровня и профиля изучения различных учебных курсов и циклов, недостаточная научная и методическая разработанность вариативного уровневого образования в малочисленных классах по выбору учащихся позволяет сформулировать проблему исследования: как реализуется идея вариативности в целевых установках образовательного процесса, содержании, методах и формах обучения, образовательных средствах и технологиях в условиях работы сельской малочисленной школы. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования -  образовательный процесс в малочисленной общеобразовательной сельской школе.

Предмет исследования – реализация  вариативного подхода в образовательном процессе сельской малочисленной школы.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования  определены следующие задачи:

1. Выявить сущность и содержание идеи вариативности применительно к образовательному процессу в малочисленных сельских общеобразовательных школах.

2. Разработать теоретическую модель вариативно-ориентированного образовательного процесса в сельской малочисленной школе.

3. Разработать технологию реализации вариативного подхода в малочисленных классах сельских школ.

4. Обосновать критерии и показатели эффективности формирования вариативно-развивающей образовательной среды сельской малочисленной школы.

5. Выявить педагогические условия эффективности вариативно-ориентированного образовательного процесса.

    В обобщённом плане педагогическую модель вариативно-ориентированного образовательного процесса мы представляем состоящей из следующих структурных компонентов:

- целевая установка;

- основные результаты, на которые ориентируется образовательный процесс;

- стратегия образовательной деятельности, основанная на идее реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса в сельской малочисленной школе на основе предоставления субъектам свободы выбора и интеграции вариативных ресурсов;

- вариативно-развивающая образовательная среда, включающая в себя факторы, условия, отношения и ресурсы;

- технология вариативно-ориентированного образовательного процесса, включающая в себя: основные компоненты, этапы реализации.

   Целевая установка: обеспечение максимального прогресса в развитии интересов, потребностей, познавательного и социального опыта сельского школьника на основе реализации индивидуального образовательного маршрута.

    Под вариативно-развивающей средой малочисленной сельской школы понимается совокупность научно-методических, организационно-педагогических и личностных факторов, условий реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса, интенсифицирующих развитие личности сельского школьника, межличностных отношений и вариативно представленных духовных и материальных ресурсов, обеспечивающих развитие личности сельского школьника по индивидуальному образовательному маршруту и удовлетворение его образовательных потребностей.

   Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения диалектической философии о социальной сущности человека, его индивидуально неповторимой внутренней организации; аксиологический подход в изучении педагогических явлений, представляющий гуманистически ориентированную философию образования, учитывающий целостный мир личности, её интересы и свободный выбор направлений  и видов деятельности через самопознание, самоанализ и самооценку. Наиболее значимыми методологическими ориентирами в исследовании являются:

 - общепедагогические фундаментальные позиции в отношении учебно-воспитательного процесса как целостного явления (Ю.К. Бабанский, В.С. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин, А.И. Мищенко и др.);

- концепции управления образовательным процессом (Т.М. Давыденко, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.);

- педагогические и психологические идеи по индивидуализации и дифференциации обучения (А.С. Границкая, З.И. Калмыкова, А.А.Кирсанов, В.С. Мерлин, Е.С. Рабунский, И. Унт, В.В. Фирсов, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.);

- основополагающие работы по организации учебно-воспитательного процесса в классах с малой наполняемостью (М.И. Зайкин, Р.Н. Князева, А.Е. Кондратенков, П.Е Решетников, В.П. Стрезикозин, Г.Ф. Суворова, П.Т. Фролов, В.Ф. Шилов и др.).

 

Методы исследования:

 - теоретический анализ (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.);

-  прогностические методы (моделирование, экспертной оценки, независимых характеристик и др.);

- эмпирические методы (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, опытно-экспериментальная работа и др);

- статистические методы (корреляционный анализ, определение выборочных совокупностей и др.).

Опытно-экспериментальной базой исследования являются малочисленные общеобразовательные школы Чернянского района Белгородской области.

Основные этапы исследования:

На подготовительном этапе (2010-2011 учебный год) предполагается теоретическое изучение проблемы, накопление эмпирических данных по проблеме организации вариативного образования в сельской малочисленной школе; апробирование отдельные компонентов технологии вариативного обучения и воспитания в малочисленной сельской школе; разработка концепция исследования и модели вариативно-ориентированного образовательного процесса.

На рекогносцировочном этапе (2011-2012 учебный год) планируется разработка программы экспериментальной работы, диагностического инструментария для отслеживания результатов исследования, проведение полевого (пробного) эксперимента на базе отдельных малочисленных школ Чернянского района по отработке технологии реализации вариативного подхода; проведение изучения исходного уровня развития учащихся малочисленных школ; подготовка  вариативных дидактических средств для учащихся, организация методических семинаров для преподавателей и руководителей сельских малочисленных школ Чернянского района.

На опытно-экспериментальном этапе  (2012-2013 учебный год) - проведение педагогического эксперимента по реализации вариативного подхода к учащимся в вариативно-ориентированном образовательном процессе малочисленных сельских школ Чернянского района; осуществление коррекции технологий, подготовка методического пособия для преподавателей, участвующих в эксперименте; организация обмена опытом по проблеме эксперимента.

На обобщающем этапе (2013-2014 учебный год) -  анализ и  обобщение результатов исследования по формированию вариативно-развивающей среды в сельской малочисленной школе, реализации модели вариативно-ориентированного образовательного процесса, их внедрение в массовую практику; оформление результатов в виде монографии «Вариативное образование в сельской школе».

 

 

Пункты программы

Содержание

Исполнители эксперимента

Щепилов В.В., директор школы, учитель физики;

Щепилова Н.А. заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики;

Лихачева Е.А., заместитель директора по ВР, учитель иностранного языка;

Тимофеева Т.М., учитель православной культуры, руководитель ШМО классных руководителей;

педагогические работники малочисленных общеобразовательных учреждений Чернянского района

 

Педагогическая цель

   Реализация индивидуально-творческого потенциала личности учащихся в вариативно-развивающей образовательной среде сельской малочисленной школы

Цель эксперимента

   Разработать модель  вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе.

 

Задачи 

1. Изучить актуальный педагогического опыт по проблеме исследования. Выявить сущность и содержание вариативного подхода применительно к образовательному процессу в малочисленных сельских общеобразовательных школах.

2. Разработать теоретическую модель вариативно-ориентированного образовательного процесса в сельской малочисленной школе,

дидактический, методический, психолого-педагогический инструментарий организации опытно-экспериментальной работы; создать дидактические электронные ресурсы для обеспечения вариативного образовательного процесса в сельской малочисленной школе; произвести отбор и адаптирование всех информационных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие

3. Разработать и апробировать технологию реализации вариативного подхода в малочисленных классах сельских школ. Подготовить методические  рекомендации по формированию вариативно-развивающей образовательной среды.

4. Обосновать критерии и показатели эффективности формирования вариативно-развивающей образовательной среды сельской малочисленной школы.

5. Выявить педагогические условия эффективности вариативно-ориентированного образовательного процесса.

6. Оказать психолого-педагогическую  поддержку учащимся в адаптации к условиям вариативно-развивающей образовательной среды.

 

Гипотеза:

формирование вариативно-развивающей среды в сельской малочисленной школе  будет осуществляться наиболее эффективно, если:

- на основе системного анализа процесса функционирования и развития образовательной системы сельской малочисленной школы уточнены и целостно раскрыты сущностные характеристики вариативно-ориентированного образовательного процесса в ней, определены педагогическая модель его реализации, критерии эффективности;

-  содержательно раскрыты в направлении повышения вариативности организационно-педагогические, методические и информационные условия, обеспечивающие возможность выбора педагогами и учащимися образовательной стратегии и способов реализации индивидуального образовательного маршрута;

- осуществляется системная рефлексия деятельности педагогического коллектива по реализации вариативно-ориентированного образовательного процесса с целью коррекции содержания и технологий работы, выявления возможностей развития личности сельского школьника на основе вариативного содержания, методов и форм обучения, вариативных образовательных средств.

Диагностический инструментарий

Контрольные работы, анкеты, тесты,  беседы, опросы, наблюдения

 

Ожидаемые результаты

  Практическая реализация модели вариативно-ориентированного образовательного процесса позволит максимально разнообразить содержание образования, формы и методы образовательно-развивающей деятельности, образовательные средства и тем самым  будет способствовать формированию в образовательном учреждении развивающей среды.

  Прогнозируемое повышение эффективности  процесса развития личности школьника будет достигнуто за счет:

- развития  его субъектных функций;

- повышения мотивации учения;

- более точного определения зоны ближайшего развития ученика, зоны вариативного выбора;

- построения образовательного процесса в контексте стратегии жизни обучающихся;

- создания наиболее комфортных социально-психологических условий для обучения и воспитания учащихся.

Вариативно-развивающая образовательная среда будет способствовать:

- появлению у школьников индивидуальных приемов, техник и средств самооценки, самопознания, саморегуляции и самореализации;

- формированию у ребенка способности видеть перспективу своего учебного продвижения, способности к целепологанию и отслеживанию результативности своей деятельности;

- возникновению потребности попробовать себя в различных видах деятельности с последующей рефлексией;

- появлению способности к осознанному выбору различных видов деятельностей на учебном занятии, во внеурочное время и в процессе подготовке к ним;

- развитию толерантности и креативности мышления;

- возникновению мотивов самоизменения;

- формированию техник проектной деятельности;

- самостоятельному построению индивидуальной образовательной траектории и способности к определению собственного ритма изучения учебных предметов;

- повышению уровня предметной, социальной и коммуникативной компетентности;

- формированию способности к осознанному, ответственному, нравственному профессиональному жизненному выбору.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Интегративные критерии и показатели реализации модели вариативно-ориентированного образовательного процесса:

    1. Общее интеллектуальное развитие (по группам показателей теста Р. Амтхауэра).

   2.Гибкости мышления:

-          способность учащихся к конструированию разных способов решения задач в различном временном интервале вариативно-ориентированного образовательного процесса и выбору оптимального способа реализации;

-          владение способами интеграции идей в коллективной, коллективно-групповой и микро-групповой совместной деятельности в рамках вариативной организации образовательного процесса;

-          умение согласовывать в своих действиях в образовательном процессе  личные, групповые и коллективные интересы;

-          умение учитывать в своих действиях особенности вариативной образовательной ситуации (вариативной среды), условий, в которых она реализуется;

-          умение отказаться от планируемого способа решения задачи в сочетании с поиском других вариативных способов деятельности, обеспечивающих успех.

3. Интеллектуальная толерантность:

- уважительное, терпимое отношение к идеям, способам деятельности всех участников вариативно-ориентированного образовательного процесса;

- умение развивать идеи других, находить в них рациональные подходы;

- умение положительно сопереживать успехи других учащихся;

- снисходительное отношение к интеллектуальным ошибкам других участников образовательного процесса в сочетании с умением их тактично выявить и предложить вариативные способы устранения;

- критичность мышления в сочетании с конструктивностью.

4. Творческий потенциал личности:

         - готовность к исследовательско-творческой деятельности;

-  способность к творческой самореализации в вариативно-ориентированном образовательном процессе;

- умение решать задачи различной степени сложности (в том числе и исследовательско-творческого уровня);

- умение осуществлять поиск оригинальных способов решения задач;

- умение осуществлять рефлексию.

Критерий 1. Уровень усвоения  учащимися  программного  материала  (образовательного стандарта)

Показатели:

– количество учащихся с высоким, средним и низким уровнями усвоения образовательного стандарта (программы);

– обеспечение педагогическим коллективом динамики продвижения всех групп учащихся в течение учебного года.

 

Тестовые задания выполнили:

4 – не менее 90–100% учащихся;

3 – 70–90% учащихся;

2 – 40–70% учащихся;

1 –менее 40% учащихся.

 

Критерий 2. Положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность учащихся, интерес к учению и познавательные потребности

Показатели:

– положительные мотивы с преобладанием интереса и ответственности;

– организованность;

– дисциплина;

– владение основными учебными умениями и навыками самоконтроля.

 

4 – ведущими мотивами у большинства учащихся являются познавательные интересы, привычка к ответственной работе, жизненные планы, сознательность, волевой контроль.

3 – преобладают мотивы интереса, ответственности, характерны связь учебы с жизненными планами, самодисциплина; однако для некоторых детей мотив – внешнее понуждение, избегание неприятностей.

2 – ведущими мотивами школьников являются внешнее понуждение, избегание неприятностей, приспособление к обстоятельствам.

1 – большинство учащихся побуждаются к работе посредством контроля со стороны, внешними по отношению к учебе стимулами.

Критерий 3. Уровень духовного развития школьников и духовный климат микроколлективов

Показатели:

- сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

4-достаточная нравственная воспитанность учащихся и сформированность ориентации на другого человека у 100% учащихся

3- достаточная нравственная воспитанность учащихся и сформированность ориентации на другого человека у 75% учащихся

2- достаточная нравственная воспитанность учащихся и сформированность ориентации на другого человека у более 50% учащихся

1-безнравственная ориентация, эгоистическая позиция у большинства учащихся

Критерий 4. Ответственность за учебу и поведение, отношения детей в классе, их поведение вне школы

Показатели:

– смыслы и ценности, преобладающие в детских коллективах;

– отзывы окружающих о нравственном облике учащихся;

– проявление детьми заботливого отношения к окружающим;

– социально значимая деятельность и гражданская активность.

 

4 – в коллективах учащихся доминируют нравственные ценности и гуманные отношения к друг другу и старшим, характерны ответственность за свои поступки и заботливое отношение к окружающим.

3 – в детских коллективах школы преобладают нравственная атмосфера и социальная направленность видов деятельности.

2 – объединения учащихся в школе носят аморфный, неустойчивый характер, без ярко выраженных социальных целей, превалирует общение развлекательного характера.

1 – в школе немало учащихся “группы риска”, нередко с асоциальной направленностью, склонных к жестким методам самореализации, к подавлению самостоятельности других детей.

 

 

Этапы подготовки и проведения эксперимента

     

Этапы

Содержание работы

Сроки выполнения

Результаты работ и услуг, отчетная документация

Ответственные

I.Диагностический этап

Проблемно-ориентированный анализ по проблеме исследования

 

октябрь - ноябрь 2010

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилов В.В.

 

Анализ состояния  социума, учебно-воспитательного процесса, запросов родителей и учащихся на уровень и качество образовательных услуг

сентябрь 2010

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Анализ состояния  имеющегося материально-технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных  ресурсов)

октябрь 2010

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Определение уровня информационной компетентности и индивидуально-творческой направленности деятельности участников образовательного процесса

ноябрь 2010

Подготовка информационного бюллетеня

Исполнители эксперимента

 

Фиксация исходного состояния образовательного процесса и его модификаций с позиции личностного развития учащихся

декабрь 2010

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Выявление условий, способствующих адекватной реализации вариативно-образовательной среды сельской малочисленной школы. Определение  запросов, возможностей всех участников образовательного процесса в плане  повышения уровня информационной компетентности

февраль 2011

Подготовка информационного бюллетеня

. Исполнители эксперимента

 

Анализ затруднений учителя, анализ учебно-воспитательного процесса, выявление и формулировка противоречий, которые можно разрешить с помощью нововведения. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности

март 2011

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Изучение литературы и источников Интернет по проблеме эксперимента

В течение всего эксперимента

Подготовка информационного бюллетеня

Члены творческой группы

 

Ознакомление с имеющимся опытом по данной проблеме

В течение всего эксперимента

Подготовка информационного бюллетеня

Члены творческой группы

II.Прогностический этап

 

Определение главных целей и задач по проблеме эксперимента, стратегии развития вариативного образования в сельской школе, формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых  положительных результатов, а также негативных последствий. Разработка программы эксперимента

апрель, май 2011

 

 

 

 

 

 

сентябрь, октябрь 2011

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилов В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Фатьянова Н.М.,

Щепилов  В.В.

III. Организационный этап

Мероприятия по согласованию и утверждению эксперимента

ноябрь

2011

Документация эксперимента

Фатьянова Н.М.,

Щепилов  В.В.

 

 Распределение функциональных обязанностей между всеми участниками инновационного процесса

декабрь, 2011

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилов В.В.

 

Разработка модели вариативно-развивающей образовательной среды сельской малочисленной школы

 

январь

2012

Подготовка методического бюллетеня с размещением на сайте школы

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

 

 

Анализ действующих школьных программ с целью определения целесообразности использования информационных технологий в обучении по конкретной теме,  сопоставления содержания с имеющимся информационным материалом и возможностями компьютерных программ

 

февраль 2012

Подготовка методических материалов с размещением на сайте школы

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.

 

 

Осуществление отбора технологий (в том числе информационных технологий), используемых в учебно-воспитательном процессе. Разработка гибких образовательных технологий, ориентированных на индивидуально-творческое развитие учащихся в вариативно-ориентированном образовательном процессе

 

Март

 2012

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.

 

Прогнозирование ожидаемых результатов, компенсационных механизмов. Проведение методических семинаров для участников экспериментальной работы

 

апрель 2012

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Осуществление поиска путей оптимального  сочетания традиционных и нетрадиционных форм образования и управленческой деятельности в вариативно-ориентированном образовательном процессе

Май

 2012

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Создание  организационно-педагогических, материально-технических, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и  психологических)  условий для реализации проекта

июнь - август 2012

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Совершенствование материально-технического оснащения школьного информационно-образовательного центра

июнь - август 2012

Приобретение необходимого оборудования

Щепилов В.В.

 

Создание школьной медиатеки, электронной «методической копилки» по проблеме исследования

В течение всего эксперимента

Подготовка электронных программных продуктов

Щепилова Н.А.

 

Определение режима работы образовательно-информационного центра для участников образовательного процесса

Июнь

 2012

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Разработка программы по повышению ИКТ-компетентности педагогов

май – июнь

 2010

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Подготовка необходимых методических рекомендаций и инструкций для участников образовательного процесса по проблеме исследования

август 2012

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Проведение инструктажей и консультаций, семинаров, круглых столов по проблеме исследования

сентябрь

2012

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Стимулирование творческой деятельности педагогов и учащихся в рамках реализации проекта

В течение всего эксперимента

Подготовка методического бюллетеня

Щепилов В.В.

 

Подбор объектов экспериментирования

август 2012

Аналитические справки

Члены творческой группы, ОМИЦ управления образования администрации Чернянского  района

 

Подготовка исследовательского инструментария

август 2012

Подготовка методического бюллетеня

Члены творческой группы

IV. Практичес

кий этап

 

Апробация модели вариативно-ориентированного образовательного процесса

В течение 2012-2013 учебного года

 

Участники эксперимента

 

Поэтапное структурное и содержательно-смысловое формирование  вариативно-развивающей среды сельской малочисленной школы

В течение 2012-2013 учебного года

 

Участники эксперимента

 

Отслеживание процесса и результатов деятельности, мониторинговые исследования

В течение всего этапа

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Анализ с целью коррекции и поиска путей повышения  эффективности, дальнейшего развития

В течение всего этапа

Подготовка методического бюллетеня

Щепилова Н.А.

 

Промежуточная обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами

май

2013

Подготовка информационного бюллетеня

Щепилова Н.А.

Щепилов В.В.

 

Создание дидактических электронных ресурсов для обеспечения вариативно-развивающего образовательного процесса в сельской малочисленной школе. Отбор и адаптирование информационных ресурсов, позволяющих наиболее эффективно организовать индивидуальное продвижение учащихся в учении, их индивидуально-творческое развитие

 

декабрь 2011- май 2013

Подготовка мультимедийных продуктов с вариативным образовательным компонентом

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.

 

 

Подготовка  электронных учебных пособий по учебным курсам Физика, Математика, Английский язык, Православная культура, Информатика

декабрь 2011-май 2013

Размещение на сайте школы материалов разноуровневых учебных пособий

Члены творческой группы

 

Подготовить и опубликовать сборник методических рекомендаций по формированию вариативно-развивающей образовательной среды сельской малочисленной школы

декабрь 2013- февраль 2014

Выпуск сборника методических рекомендаций по формированию вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе, реализации индивидуальной образовательной траектории сельскими школьниками

Щепилова Н.А.

Лихачева Е.А.

Тимофеева Т.М.

Щепилов В.В.

 

V. Обобщаю

щий этап

 

Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента

 

 

март - май 2014

Аналитическая справка

Щепилов В.В.

VII. Внедрение

Применение в педагогической практике

сентябрь-декабрь 2014

Распространение результатов опытно-экспериментальной работы и их внедрение в практику образовательной деятельности сельских малочисленных школ района. Оформление результатов в виде монографии «Вариативное образование в сельской школе»

 

Фатьянова Н.М.

Щепилов В.В.

 

 

 

 

 

© v-schepilov

Бесплатный хостинг uCoz