Публикации в сети Интернет

Развитие творческой активности учащихся в процессе преподавания физики на основе вариативного подхода

Автор опыта:  Щепилов Василий Васильевич, учитель физики МОУ «СОШ с.Лозное Чернянского района Белгородской области»

http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/op4.asp

28-01-2007 | Щепилов В.В.Концепция развития вариативной системы образования в малочисленной сельской школе
Концепция ориентирована на целостное решение проблемы организации вариативного образования.

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7504&lib_no=8678&tmpl=lib

 

 

Моделирование разноуровневого обучения физике в малочисленных классах

                                                        В.В. Щепилов

                                                                   Белгородская обл., Лозновская с.ш.

Организация вариативного образования в малочисленных классах малокомплектных школ является одной из актуальных проблем индивидуально-творческого развития учащихся. В качестве одного их возможных подходов, как показывает многолетняя педагогическая практика и широкий педагогический эксперимент, является разработанная нами методика разноуровневого обучения физике, предоставляющая детям выбор глубины изучения содержания материала на основе индивидуально-темпового продвижения в процессе его усвоения. Моделирование уровневых уроков осуществляется с учётом психофизиологических особенностей восприятия каждого школьника, базируется на общем и конкретно-личностном целеполагании и целеосуществлении. Проведенный под руководством профессора БелГУ Хорошавина С.А. педагогический эксперимент в седьмых классах малокомплектных общеобразовательных школ Белгородской области с опорой на разноуровневое пособие /1/ и технологическую модель управления процессом формирования уровневых знаний учащихся /2/ показал продуктивность методики разноуровневого обучения, реализующей принцип вариативности выбора содержания образования  учащимися малочисленных классов. Более того, мы полагаем, что при конструировании соответствующего уровневого содержания по другим учебным предметам возможно адаптирование для них методики разноуровневого обучения, её становление как общепедагогической. Ниже приводится в качестве иллюстрации одна из моделей уровневого урока по физике в 7 классе по  теме «Взаимодействие тел».

Сельская школа оказалась в особо сложных условиях на этапе вариативной организации образования в Российской Федерации.   В малочисленных классах сельских школ не представляется возможным ни по психолого-педагогическим, ни по финансово-экономическим соображениям формирование групп учащихся для углубленного изучения учебных предметов. Нельзя  в условиях сельских малокомплектных школ и образовать из-за отсутствия параллелей с учётом выбора детей и классы естественнонаучного,  гуманитарного или иного профиля. Очевидным  является в связи с этим тот факт, что  обучающиеся в сельских школах находятся в неравных условиях с городскими детьми.  В результате резко снижается конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в высшие учебные заведения, на предметных олимпиадах и творческих конкурсах.  Да и способности детей, в силу отмеченных причин, реализуются далеко не в полном объёме, следствием чего является неадаптированность в многоступенчатой системе непрерывного образования. Вместе с тем Закон Российской Федерации “Об образовании”, концепция вариативного образования в России провозглашают создание оптимальных условий для развития всех обучающихся в соответствии с их психолого-физиологическими возможностями, ориентацию на образовательный стандарт, осуществление гуманизации учебно-воспитательного процесса посредством предоставления учащимся выбора содержания,  уровня обучения, типа и профиля учебного заведения.

 В этой связи предпринята попытка в поиске условий, направленных на  реализацию вариативного образования сельских школьников в соответствии с их наклонностями и психолого-физиологическими возможностями по собственному выбору (на учебном материале курса физики).

Задачи исследования:

1. Изучить  проблему организации вариативного образования в малочисленных классах сельских школах на основе предоставления учащимся свободного выбора содержания.

2. Разработать содержание образования по физике в виде разноуровневой  учебной программы и уровневого учебного пособия для малочисленных классов сельских школ.

3. Разработать методику разноуровневого обучения в малочисленных классах.

4. Апробировать экспериментальным путем уровневое содержание образования и методику разноуровневого обучения.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (1993-1995 г.г.) осуществлялось теоретическое изучение проблемы. Накопление эмпирических данных по проблеме организации вариативного образования в сельской малочисленной школе. В 1994-1995 учебном году проходили проверку элементы методики разноуровневого обучения  физике в 7 классе с использованием отдельных разработанных параграфов и  глав материала уровневого содержания.

На втором этапе (1996-1998 г.г.) на основе разработанной уровневой программы и уровневого учебного пособия по физике для 7 класса осуществлялось конструирование технологических моделей различных по дидактическим целям типов уровневых уроков в малочисленных классах с опорой на субъектный опыт и личностный выбор учащимися  уровня содержания учебного курса. Проводилось в течение всего периода личное преподавание в классах с малочисленным составом учащихся с использованием разработанных содержательных и методических средств, отслеживались и анализировались первоначальные коррекционно-диагностические результаты.

На третьем этапе  (1999-2000 г.г.) проводился широкий итоговый педагогический эксперимент в школах Белгородской области по уровневому преподаванию физики в 7 классе с опорой на целостный содержательно-методический комплекс. Осуществлялся анализ опытно-экспериментальной работы, отрабатывались, обобщались и систематизировались полученные результаты, вырабатывались методические рекомендации по конструированию вариативного образования для малочисленных классов на основе выбора содержания учащимися. В ходе этого происходило внедрение технологии управления уровневой индивидуально-темповой познавательной деятельностью обучающихся в малочисленных классах и малых группах.

 

Несмотря на изученность и исследованность многих психолого-педагогических особенностей обучения в малочисленных классах в связи с отмеченным возможным подходом требуют изучения и вопросы нормализации соотношений слуховых, зрительных, комбинированных мыслительных  восприятий детей, развития речевой культуры вообще и предметной научно-терминологической в частности. Исследованию должна быть подвергнута и структура урока в целом, которая представляется гибкой не только в плане разнообразия для соответствующих возрастных групп детей, но и в индивидуально-конкретном преломлении через определённый учебный предмет. Особенности в структурном отношении дидактической системы диктуются психологическими аспектами индивидуально-темпового продвижения школьников при изучении материала. Степень продвинутости в уровне знаний отдельных учащихся будет определять динамизм технологической модели каждого урока в общей системе их организации.

Сегодня учителю малокомплектной сельской школы нужно не только напряжённо работать над выявлением особенностей психологического развития каждого школьника, изучением наработанных материалов в области практической психологии, но и учиться диагностированию развития личности и учебно-воспитательного процесса в целом.  Поэтому на передний план выступают вопросы формирования профессионально-педагогической, рефлексивной культуры учителя малокомплектной сельской школы в контексте общих исследований проблемы творческой самореализации личности педагога, культурологических аспектов образования в целом, проводимых И.Ф. Исаевым, М.И. Ситниковой, Т.М. Давыденко, Е.В. Тонковым и другими учёными /50,76-81,186,187,210,211,216,217/. Психолого-педагогическая парадигма обучения детей в малочисленных классах в последнее время подвергается тщательному изучению. Накопленный в педагогической науке опыт дифференцированного обучения переосмысливается, сопоставляется с инновационными моделями зарубежных школ. М. Казакина, раскрывая направления реализации выбора в американских школах, подчёркивает, что на каждой из трёх ступеней запросы обеспечиваются “разнообразием школ, классов, предметов, уровней сложности программ, возможностями их менять - “подниматься”, “перескакивать”, “спускаться” из класса в класс”, причём выбор включает  и элементы определённого малого отбора, “когда в зависимости от учебных успехов придётся по разным предметам учиться в разных по уровню сложности классах”. /83, с.108/. Идея раннего отбора школьников как реализация выбора форм и методов индивидуальной и дифференцированной работы с ними имеет неоднозначные оценки.  «Это пагубно,-  по мнению И. Якиманской,- во-первых, потому, что ребёнок в начале жизненного пути ещё не может познать себя, свои реальные возможности, интересы, цели, желания. Для этого самой школой ему должна быть создана учебная среда. К тому же под воздействием обучения наличные возможности ребёнка могут  существенно меняться. Во-вторых, психолого-педагогическая наука не готова к раннему отбору (да и не видит необходимости в нём для развития индивидуальности ребёнка). В стране пока нет соответствующей целевой научной программы, банка специальных методик. Отсутствуют и подготовленные специалисты». /252, с.42/.

Для малокомплектных малочисленных школ в силу отмеченных особенностей наполняемости класса создание «учебной среды» должно происходить с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. При этом возможности для выбора уровня и интенсивности изучения учебных предметов будут способствовать в микроклассе индивидуально-темповому развитию учащихся посредством мотивированного подхода к  определению личностных возможностей, интересов и способностей.

© v-schepilov

Бесплатный хостинг uCoz