Щепилов

Василий Васильевич

Отличник народного просвещения

Заслуженный учитель РФ

Дата рождения: 1 января 1960 года

Образование: высшее, Белгородский государственный педагогический институт им. М.С. Ольминского

Специальность: физика и математика

Место работы и должность:

муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Лозное Чернянского района Белгородской области», учитель физики

Педагогический стаж: 28 лет

Квалификационная категория: высшая

      Трудовую деятельность  начал в 1982 году после окончания физико-математического факультета Белгородского государственного педагогического института. В должности директора школы работаю с 1990 года. В 2006 году стал победителем конкурса лучших учителей на получение денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование. Работая над проблемой «Создание условий для вариативного образования на уроках физики в сельской школе», разработал модель методической системы вариативного образования  (на учебном материале школьного курса физики). Актуальность проблемы «Создание условий для вариативного образования на уроках физики в сельской школе» обусловлена совокупностью факторов, связанных с инновационными процессами в системе отечественного образования и специфическими социально-демографическими тенденциями села.                                                                                    

                     С 1994 года и по настоящее время провожу исследование данной проблемы применительно к учебному материалу школьного курса физики, начатое под руководством профессора БелГУ Хорошавина С.А. На первоначальном этапе был выявлен актуальный педагогический опыт   в изучены проблемы сельской школы.

За отмеченный период опытно-экспериментальной работы были изданы уровневое учебное пособие по физике для 7 класса и методическое пособие для учителя:

  1. Щепилов В.В. Физика. 7 класс: Учебное пособие. Белгород: ИД «В. Шаповалов», 1998.
  2. Щепилов В.В., Коцарев Л.Л. Разноуровневое обучение физике. 7 класс: Пособие для учителя. /Под ред. Хорошавина С.А.- Белгород, 2000.

В настоящее время завершается работа над уровневым содержанием образования по предмету для 8 и 9 классов.

При конструировании содержания образования по физике для 7-9 классов учтены требования образовательного минимума по предмету, федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Структура содержания образования по физике базируется на главном критерии - структуре усвоения знаний (Шамова Т.И., Давыденко Т.М. и др.) и представляет собой репродуктивный, конструктивный и творческий уровни.

Для создания учащимся оптимальных условий образовательного выбора учебный материал дифференцируется с учётом интересов школьников, психолого-физиологических особенностей их восприятия, памяти, мышления, творческого воображения. Реализация уровневого подхода предполагается при этом по схеме: от уровневого индивидуально-темпового изучения теоретических сведения - к дифференциации практических заданий.

Структурирование вопросов произведено с учётом того, чтобы учебный материал не дублировался на различных уровнях, а расширялся и углублялся. Учтены и обстоятельства пропедевтического плана. В 8-9 классах основной и в 10-11 классах средней школы предусматривается углубленное изучение учебных предметов. В этой связи творческий уровень усвоения знаний включает вопросы, закладывающие основы для возможного углубленного изучения курса детьми в малокомплектной школе (с учетом особенностей класса, желаний и выбора школьников и родителей при педагогическом руководстве) и не нарушающие принцип непрерывности обучения при возможном переходе в другие образовательные заведения.

       Основные результаты исследования обсуждались на Всероссийском совещании «Образование на селе» (Белгород, 1994 г), на региональных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференциях (Белгород, 1995-2001 гг., Киров, 1997, 1998, 2000 гг), Всероссийском съезде физиков-преподавателей (Москва, 2000 г), заседаниях кафедр педагогики, теоретической физики и методики преподавания физики Белгородского государственного университета. Методика разноуровневого обучения физике внедрена по выбору педагогов в сельских малочисленных школах Белгородской области.  Исследование показало, что базовый уровень образовательного стандарта усваивается успешно всеми школьниками. С введением элементов, “оживляющих” содержание материала, формируется высокая мотивация, ярко выраженная заинтересованность учащихся, наблюдаются позитивные результаты внеурочной деятельности. Школьники самостоятельно подбирают аналогичные примеры из художественной литературы на применение физических явлений в природе, быту, технике с привлечением материалов из различных источников. Разрабатываются мультимедийные продукты с уровневым содержанием по физике. Проект в рамках программы Intel «Обучение для будущего» учащихся 8 класса в 2005 году по теме «Испарение и конденсация» отмечен на областной научно-практической конференции «Проектная методика и компьютерные технологии – школьному образованию».

      Образность и эмоциональность содержания с опорой на систему обучающего демонстрационного эксперимента способствуют формированию у подростков устойчивых представлений. Тем самым подтверждена целесообразность и практическая значимость реализованной на первом уровне в содержательном плане идеи гуманитаризации образования в условиях сельской малокомплектной школы как способствующей формированию устойчивых знаний и мировоззрения школьников в целом.

Уровень обученности (по В.П. Смирнову ) и качество знаний учащихся по предмету довольно высокие до 60%. Позитивная динамика данного показателя наблюдается на протяжении последних лет.

Научная новизна и теоретико-практическая значимость исследования состоит в том, что:

- полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы создания условий для вариативного образования в малочисленных классах сельских школ на основе предоставления учащимся свободного выбора уровня изучения физики;

- разработано содержание образования по физике, включающее разноуровневую учебную программу (7-9 классы), уровневое учебное пособие для малочисленных классов сельских школ и методическое пособие для учителя;

- разработана методика разноуровневого обучения в малочисленных классах;

- доказано положительное влияние содержательно-методических условий образования (на учебном материале курса физики) на индивидуально-творческое развитие сельских школьников, повышение уровня мотивации к учению, продуктивность образовательного процесса в сельской школе в целом.

Апробированные дидактические средства обучения и методика разноуровневого обучения физике обеспечивают позитивную динамику  среди учащихся, обучающихся «4» и «5», способствует повышению мотивационно-ценностного отношения к учению,  результативности учебно-воспитательного процесса.   Наряду с отсутствием неуспевающих детей в течение всего периода опытно-экспериментальной работы, различные вопросы конструктивного уровня в полном объёме усваивают около 70% учащихся, а творческого уровня - от 43 до 60% обучающихся.

Положительные результаты в исследовании данной проблемы создают предпосылки для распространения на другие общеобразовательные учебные предметы методики разноуровневого обучения при разработке соответствующего уровневого содержания и адаптировании процессуальной составляющей технологии управления уровневой деятельностью учащихся во временных рамках урока в классах с малочисленным составом обучающихся.

Увеличение доли усвоенных сведений углубленного уровня зависит как от психолого-физиологических особенностей развития детей, так и от степени их математической подготовки и природных способностей постижения абстрагированных понятий. Более глубокому уяснению сущности научных знаний по физике, на мой взгляд, способствовало бы введение уровневого преподавания в этом же классе и по математике с опорой на соответствующее учебное пособие. Реализация принципа вариативности выбора в рамках одного учебного предмета без осуществления уровневых межпредметных связей и соответствий не позволяет комплексному и полному достижению результатов.   Технология уровневого обучения физике на основе предоставления выбора содержания учащимся обеспечивает реализацию принципа гуманизации образования в малочисленных классах, способствует формированию адекватной самооценки у обучаемых, их оптимальному вхождению в систему предпрофильной подготовки. Проектирование и прогнозирование уровневой деятельности школьников происходит от достигнутого результата, ориентирует каждого ребенка на такое взаимодействие с учителем, в ходе которого намечаются оптимальные пути индивидуального продвижения и успеха в учении.

    Практика показывает, что уровневое содержание материала и методика разноуровневого обучения представляют существенные педагогические условия в реализации принципа вариативности выбора в условиях   сельских малочисленных школ. Вместе с тем, в целостной системе образовательного процесса  в классах с малой наполняемостью учащихся особые функции возлагаются на  педагога, владеющего технологией проведения уровневых уроков. Из года в год всё шире прослеживаются региональные тенденции в комплексном изучении учебно-воспитательного процесса в малочисленных классах сельских школ. В Орле, Смоленске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Ярославле, Арзамасе и других городах России стали формироваться своеобразные центры по исследованию образовательно-воспитательных возможностей и тенденций в сельских школах. На базе педагогических университетов, институтов повышения квалификации педагогических работников и научно-методических центров в этих и других регионах проводятся региональные, межрегиональные, республиканские и международные научно-теоретические и научно-практические конференции, совещания и семинары по проблемам образования на селе.  Вместе с тем изучение нормативных документов, психолого-педагогической и исследовательской литературы, анализ деятельности учителей сельских школ в сочетании с рефлексией собственного опыта свидетельствуют о том, что недостаточно исследованной является проблема вариативного образования в условиях малочисленных классов и с позиции подготовки педагога.

В этой связи в отдельном исследовании нуждается проблема формирования профессионально-педагогической культуры учителя сельской школы, способного к инновационной, творческой деятельности в условиях вариативного функционирования образовательных систем.

      Поэтому на протяжении всего периода опытно-экспериментальной работы было уделено первостепенное внимание непрерывному образованию и самообразованию. Систематически осуществлялась курсовая переподготовка, заочно окончена аспирантура при Белгородском государственном университете, системно обсуждались итоги деятельности на конференциях различного уровня. 

Под моим руководством МОУ «СОШ с. Лозное», став победителем в третьем конкурсе грантов управления образования и науки Белгородской области, выполнила научно-исследовательскую работу по проекту «Создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе». В 2007 году мой опыт работы по проблеме «Развитие творческой активности учащихся в процессе преподавания физики на основе вариативного подхода» помещён в областной банк данных актуального педагогического опыта. В рубрике областного банка АПО «Из опыта работы» для распространения актуальных примеров педагогической практики через Интернет-публикацию размещен  дидактический сборник «Уровневые фронтальные лабораторные работы для 7 – 9 классов основной общеобразовательной школы».

    Кроме перечисленных авторских печатных изданий имею 17 публикаций по проблеме исследования, постоянно активно участвую в научно-теоретических и научно-практических конференциях регионального, федерального и международного уровня. Являлся основателем виртуального методического сообщества «Сельская малокомплектная школа»,  активно применяю информационные технологии, мультимедийные средства, предлагая учащимся задачи и лабораторные работы  различной степени сложности на учебных занятиях  и в процессе организации групповой и индивидуальной работы.   

    В течение всего периода профессиональной деятельности мои учащиеся  являются призёрами районных олимпиад по физике, политехнической олимпиады, успешно  поступают в высшие и средние специальные учебные заведения области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© v-schepilov

Бесплатный хостинг uCoz